lost_in_brazil (lost_in_brazil) wrote,
lost_in_brazil
lost_in_brazil

Золя и незакрытый гештальт

Моя бабушка, как любой уважающий себя советский человек, собрала большую библиотеку. Ну такой стандартный набор - русская классика, какой-то советский ад, много французов разной степени качества - от Мольера до Моруа. Томас Манн, куда же без него. Англичан, похоже, в то время не уважали, у нас даже Диккенса не водилось. Зато был какой-то загадочный Бесики, ударение я всегда ставила на первый слог, и этой книги побаивалась. Только потом узнала, что это грузинский поэт, оказывается.

Читать меня научили рано, все более или менее детское я к 7 годам изучила. Пора идти дальше. Не знаю, каким образом, но мой выбор пал на роман Золя "Западня". За три дня я его осилила. Прошло почти 25 лет, никакого сюжета я не помню, конечно, только хромую Жервезу с тяжёлой судьбой и общее ощущение бессмысленности жизни. Это был тяжёлый удар.

Бабушка заметила влияние французского реализма на детскую психику, к Золя притрагиваться запретила.

Ок, раз Золя под запретом, надо искать варианты.

Меня давно привлекал Мопассан к тому времени. Имя уж очень красивое, и мужик на обложке видный, с усищами. Когда бабушка легла спать, я взяла том наугад и убежала читать на кухню. Открыла первый попавшийся рассказ - "Пьеро" назывался.

Боже, я столько не рыдала за всю свою жизнь. Рассказ про несчастную собачку, которую хозяйка сбросила в колодец, чтобы не платить налог, и она там медленно умерла. Ещё один удар.

Но так как Мопассан продолжал меня будоражить своими усищами, я дала ему ещё один шанс.

На этот раз наткнулась на рассказ, название которого уже не помню, но суть была в том, что у мужика умерла жена, и он в отчаянье побрел к ее могиле ночью. Дальше чудеса. Все мертвецы восстают из могил, стирают написанное на надгробиях, и пишут правду.

Например, у человека написано - скончался от болезни сердца. А он стирает и пишет - был отравлен женой.

Герой подходит к могиле погибшей возлюбленной и видит, что пишет она - в дождливую ночь ушла к любовнику, простудилась и умерла.

То есть сейчас-то мне понятно, что для писателя уровня Мопассана это не рассказ, а стыдоба какая-то.

Но мне семь лет, и мне очень страшно. Три попытки чтения классики, и сплошной мрак. Жестокий взрослый мир, а я в нём ребенок-травматик.

Странно, но Мопассана я сейчас читаю и перечитываю с удовольствием, а вот от одного имени Золя меня бросает в дрожь до сих пор.

А мне надо срочно прочитать роман "Нана" наконец, я хочу стать хищницей, нельзя терять время.
Tags: Золя, Мопассан
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 14 comments